В 1974 г. английский журнал "Pop today" писал о них следующее: "Немного до сих пор было рок-групп, которые привносили бы столько радикальных новшеств и изменений в свой сценический образ, отличались бы столь характерным имиджем: одеждой, стилем, манерами" (12. С. 3). Многие критики называют Slade самой мелодичной рок-группой после "The Beatles", но и "самой недооцененной... которую в буквальном смысле погубили умничающие журналисты"(6).
Действующие лица:
Нодди (наст. имя - Нэвилл) Холдер (Noddy Holder; р. 15 июня1950 г., по другим данным - 1946 г.; Уэлсоу, Западный Мидлэнд, Англия); Джим Ли (Jim Lea; р. 14 июня 1952; Уолверхэмптон, Западный Мидлэнд, Англия); Дэйв Хилл (Dave Hill; р. 4 апреля 1952; Флит Кейсд, Девон, Англия); Дон Пауэлл (Don Pawell; р. 10 сентября 1950; Билстон, Западный Мидлэенд, Англия).
В далеком 1964 г. в провинциальном английском городке Уолверхэмптоне школьники из местной группы The Vendors - Дэйв Хилл, Дон Пауэлл во главе с музыкальным вундеркиндом, скрипачом Национального юношеского оркестра Джимом Ли субботними вечерами отрабатывали свой хлеб на танцплощадках и в небольших ресторанчиках, исполняя песенки из репертуара Элвиса Пресли, Бадди Холли и Чака Бери. Чужой репертуар был им до отвращения скучен, но собственное творчество юных музыкантов ресторанную публику не интересовало. В один из таких вечеров в том же ресторанчике выступила еще одна местная команда, название которой история не сохранила. Их выступление шокировало зрителей: музыканты были наряжены в какие-то несусветные, явно не по размеру, сюртуки, на шеях - белые шарфы, на головах - цилиндры. А вокалиста и вовсе выносили на сцену в ... гробу (этот момент, кстати, отражен в фильме "In Flame"). Вытворяли они на сцене черт те что - прыгали, строили страшные гримасы, ломали гроб, а исполняемая ими песня не вмещалась в привычный лицемерно-благовоспитанный канон: резкая, экспрессивная, с меняющейся ритмической структурой, и под стать музыке - голос вокалиста, длиннющего парня с ярко-рыжей шевелюрой и точеным профилем (ну типичный посланник Ада! Это уж потом он располнел из-за "нежной любви" к пиву): такой же резкий, почти фальцирующий, а главное, уж очень громкий. Одним словом - настоящие панки (хотя до вторжения на мировую сцену нигилистов-панков с "ирокезами" на головах было еще 10 лет). Публика не знала, как реагировать, а вот ребята из The Vendors были потрясены до глубины души, и решение пришло само: необходимо заполучить этого рыжего парня в свою группу! Парня звали Нодди Холдер, и именно его неподражаемый голос однажды стал визитной карточкой будущей сверхзвезды 70-х - группы "Slade". Так или иначе, но Холдера таки переманили. В 1966 г. группа меняет название на In-Betweens и отправляется покорять Лондон. Как ни странно, но чопорная столичная публика приняла уолверхэмптонцев почти "на ура" (битлам в свое время пришлось завоевывать имя на чужбине - в Германии). Вероятно, немалую роль в успехе сыграл имидж музыкантов - эдакие свои в доску парни с улицы, к тому же их песни были далеки от абстрактных сентенций типа "Как прекрасен этот мир, который спасет Любовь". Ранее творчество группы носило ярко выраженный социальный характер, оно было наполнено духом, проблематикой городских окраин, понятной и близкой их слушателям - таким же провинциалам. В рок-поэзию музыканты едва ли не первыми привнесли городской сленг (впоследствии они намеренно даже искажали написание некоторых песен). Каждое их выступление превращалось в театрализованное действо, насыщенное шутками, прибаутками, розыгрышами, переодеваниями (чем, кстати, и предвосхитили клоунадность глэм-рока). Позже, уже обретя мировую известность, музыканты признавались: "Если мы вдруг перестанем смеяться, группа тут же развалится". Они очень здорово дополняли друг друга: молчаливый, немного застенчивый Пауэлл (ударные), вечный мальчишка-шалопай Хилл (гитара), аристократичный, интеллигентный Ли (бас-гитара, рояль, скрипка) и неистовый шут, "разбойник с большой дороги" Холдер (вокал, гитара). И наконец, главные составляющие успеха музыкантов - мастерство владения инструментами, очевидный композиторско-поэтический талант и отменные аранжировки. В 1968 г., снискав успех столичной публики, отыграв несколько концертов "на стороне" - в Германии и Испании, группа еще раз меняет название. Ambrose Slade - так она стала называться. В апреле 1969 г. выходит ее дебютный альбом - "Beginnings". На 60% пластинка состояла из аранжировок чужих песен (Фрэнка Заппы, Марвина Гэя, групп The Beatles, Steppenwolf). Особенно удались слэйдовские версии битловской "Martha my dear" и хита из репертуара группы Steppenwolf - "Born to be wild" (ее Slade часто включали в концертные программы). И сегодня эти песни особенно популярны именно в слэйдовском исполнении. Однажды на их выступлении оказался человек поистине легендарный и в шоу-бизнесе матерый, а именно - бывший бас-гитарист популярной и сегодня группы Animals (некогда прославившей на весь мир народную английскую песню "House of the rising Sun" - "Дом восходящего Солнца") Чес Чендлер (Chas Chandler). К этому моменту Чендлер заслужил репутацию одного из самых удачливых продюсеров, именно ему принадлежит открытие легендарного короля рок-гитары Джима Хендрикса. Профессиональная интуиция подсказала ему, что из этих бесшабашных юнцов выйдет толк. И он не прогадал. Так Ambrose Slade оказались под опекой известного продюсера (с 1978 г. делами группы занимался в основном Джим Ли). Прежде всего Чендлер решил раскручивать группу в имидже "крутых парней": ребят наголо обрили, облачили в кожаные куртки и высокие бутсы, а название группы сократилось до Slade. И это сработало: музыканты очень скоро стали одной из достопримечательностей английской сцены, особенно после шумного выступления в лондонском клубе "Распутин" на Бонд-стрит. Выбор Чендлера не был случайным - ставка делалась на скандальность: слава у заведения была дурной - здесь собирались самые отпетые скинхеды. Впрочем, самим музыкантам больше нравился образ "своих в доску", им хотелось шутить и дурачиться на сцене, а не строить из себя бог весть что. Поэтому они снова отрастили волосы, а кожаные куртки сменили на яркие пиджаки, клоунские клетчатые штаны и неизменный впоследствии атрибут - шляпы и кепки. Особенно полюбилась меломанам шляпа Холдера, увешанная маленькими зеркальцами.
В ноябре 1970 г. на прилавках музыкальных магазинов появился второй официальный альбом группы - "Play it loud". Материал, собранный на пластинке, представлял собой очень мелодичный и инструментально густой ритм-н-блюз с явным креном в сторону The Beatles (особенно это заметно в а-ля битловской балладе "Dapple rose"). И все-таки очевидный факт не ускользнул от слушающей публики: на английской рок-сцене вспыхнула новая звезда с ярко выраженной индивидуальностью. Саунд группы (общее звучание) легко узнаваем: специфический - слэйдовский - звук гитары, виртуозные кружева бас-гитары, стремительный ритм ударных и, конечно же, необычный вокал, по тембральной окраске просто не поддающийся идентификации. Их песни отличались, с одной стороны, всепоглощающей напористостью и жесткостью исполнения, а с другой - красивой, запоминающейся мелодикой. Стоит упомянуть и то, что Slade одними из первых в рок-музыке стали использовать скрипку как солирующий инструмент (в этом заслуга мультиинструменталиста Джима Ли). Впрочем, справедливости ради заметим, что альбом 1970 г. не стал событием года, поскольку тогда же увидели свет программные работы "двух китов" хард-рока - Led Zeppelin (LZ-III) и Deep Purple (In rock). Однако концертная деятельность этого периода неизменно сопровождается аншлагом. Что же выделяло выступления группы в ряду концертов других рокеров? Даже самые язвительные критики отмечали, что на ее шоу царит фантастическая атмосфера веселья и скоморошества, доброго дурачества и юмора. Музыканты додумались даже устраивать на концертах конкурсы-экспромты с раздачей "ценных подарков" тем, "кто привел свою внешность в соответствие с имиджем a'la SLADE" (12. С.3). Достаточно посмотреть любое из их видеовыступлений или послушать концертные альбомы, чтобы убедиться - они несли огромный заряд жизнелюбия и праздника. В 1971 г. национальные хит-парады возглавляет сингл "Coz I luv you" (никаких ошибок - именно такое написание!), а оригинальная версия ритм-энд-блюзовой песни Бобби Марчана "Get down and get with it" выходит на 16-е место в британском Top-20. Нодди Холдера и Джима Ли (постоянных соавторов и аранжировщиков всех песен Slade) выделяют в числе самых ярких мелодистов английской рок-сцены (даже такой мэтр, как Пол Маккартни, высоко оценил их дар), а группа приобрела репутацию "новых Битлз". В первой половине 70-х гг. Slade, наряду с T.Rex, 10 CC, Queen и Sweet, - наиболее интересные представители царствующего тогда глэм-хард-рока (отличительные черты этого направления - ярко выраженная мелодичность и театрализованность, а иногда нарочитая помпезность выступления). Однако отнести творчество Slade к какой-то конкретной стилистике - задача довольно трудная : мелодизм и красочность глэм-рока они гармонично синтезировали с жесткостью хард-рока и залихвастостью рок-н-ролла начала 60-х. Вероятно, правильнее будет определить их музыкальную стилистику двумя словами: стиль Slade. Вслед за концертной пластинкой "Slade alive!" (1972) выходит программный для группы альбом "Slayed?" (1972). Это уже был хлесткий, вязкий и стремительный хард-рок на рок-н-ролльной основе. Мелодизм, конечно, остался неизменным свойством музыки. Группа, наконец, нашла СВОЕ звучание. Как никто другой, музыканты добились на диске эффекта "живого звука". Собственно, Slade всегда и записывались почти "вживую" (т.е. без дополнительных звуковых наложений и прочих студийных "примочек"). В 1973 г. выходит сборник "Sladest", многие песни из которого, кстати, не входили в номерные альбомы. В следующем году появилась пластинка "Old new borrowed and blue" (1974), которая выдержана в стилистике глэм-харда. Песня "Everyday" с этого альбома и по сей день входит в десятку лучших рок-баллад. Пластинка не была лишена недостатков, страдала некоторой перегруженностью, тем не менее почти сразу была переиздана в США (под названием "Stomp your hands, clap your feet") и в течение всего двух недель разошлась тиражом 270 тыс. экз.! На первых местах хит-парадов оказываются и новые их синглы - "Tak me bak o'me" (1972), "Mama weer all crazee now" (1972), "Cum on feel the noize" (1973), "Skweeze me, pleeze me" (1973), а рождественская песня "Merry Xmas evеrybody" (1973) периодически возвращалась на первые строчки хит-парадов аж до 1986 г. Вдохновленные такими результатами, в 1974 г. музыканты отправляются в первые гастроли по Америке. Концерты имели большой успех (свидетельство тому - видеофильм), однако американские журналисты явно невзлюбили британцев и писали в обзорах примерно следующее: "Slade потерпели провал в своих попытках расшевелить аудиторию". Позже Нодди Холдер иронизировал по поводу прессы и критиков: "Иногда просто оторопь берет: может быть, мы и газетчики попадаем на разные концерты?.. Вообще, эти критики смешные ребята, теперь мы просто не утруждаем себя чтением газет, живем и играем сами по себе, а газетчики пусть идут своей дорогой" (11. С.3). Удивительно, но каким-то непостижимым образом Slade умудрились не заразиться "звездной болезнью", оставаясь и в жизни все теми же "своими в доску" парнями. Такой стиль жизни не раз удивлял и даже настораживал журналистов: "...Несмотря на весь их успех, несмотря на наличие стольких хитов, SLADE до сих пор мало заботились о том, что о них думают и как они выглядят в глазах остального "света". Парни жили явно скромнее, чем им позволял их статус рок-звезд первой величины... И сейчас, встретив кого-нибудь из SLADE на улице, вы ни за что не заподозрите в них людей, совершивших резкий рывок к богатству..." (Там же). В том же 1974 г. Slade решаются на довольно амбициозный проект - съемку в художественном фильме "In Flame" (реж. Ричард Лонкрэйн). Лента получилась весьма любопытной и поучительной, рассказывающей о непростом пути к вершине музыкального Олимпа, о губительной зависимости рок-музыкантов от жестоких законов шоу-бизнеса. Реальная биография слэйдов была изрядно приправлена художественным домыслом (сами музыканты по сюжету - участники некой группы "In Flame"). Однако обилие музыки и даже участие популярных актеров (Том Конти, Алан Лайк, Энтони Аллен, Роско и др.) не спасли фильм от провала. Положение спас вышедший в ноябре того же года альбом (по существу - саундтрек фильма) "Slade in flame", песни с которого "How does it feel?" и "Far far away" попали соответственно на 10-е и 2-е места национального хит-парада.
Едва ли не самыми сложными оказались для группы 1975-1977 гг. Несмотря на то, что концерты в США проходили по-прежнему успешно, ни один из синглов не попал в американский хит-парад (впрочем, американцы вообще не очень-то жалуют иностранцев), что, в свою очередь, ослабило позиции группы и на родине. Кроме того, происходили существенные перемены и в самой рок-музыке. Главный двигатель хард-рока - Deep Purple - практически заглох, Led Zeppelin и другие достойные имена тоже переживали не лучшие времена. Хард и глэм уверенно оттеснял набиравшее силу движение панк-рока (и кому какое дело, что эти "старикашки" из Slade когда-то стояли у истоков этого течения). И все-таки музыканты мобилизовали силы и в марте 1976 г. выпустили свой лучший альбом 70-х - "Nobody's fools". Пластинка получилась мелодически яркой, полифоничной и в то же время подчиненной единой музыкальной концепции, где поэтические и музыкальные темы были взаимосвязаны. Вместе с тем альбом (и сегодня он самый популярный в творческом наследии группы) - своего рода реквием маскарадной эре глэм-рока, в 40 минут диска они вместили почти все приемы, разработанные этим направлением, песни альбома без лишней скромности можно назвать квинтэссенцией стиля. На альбоме "Whatever happened to Slade" (1977) музыканты попытались внести коррективы в свое творчество в соответствии с новыми веяниями на рок-сцене. Материал пластинки был решен в стилистике жесткого хард-рока с ненавязчивыми элементами модного в это время панка. Однако работа получилась громоздкой и эклектичной и в результате потерпела фиаско. В то же время именно альбом 1977 г. предвосхитил стилистику группы начала 80x
Репутация Slade была серьезно подорвана, и даже попытка вернуться к прежней мелодической манере не принесла результатов - вышедшая в следующем году пластинка "Return to base" была проигнорирована (или не понята?) критиками и публикой, хотя на ней представлен очень интересный материал с нетипичными для Slade заходами на территории поп-арта а-ля ELO, экспериментами со звуком. По иронии судьбы, переизданный почти 20 лет спустя, в 1997 г., "Return to basе" оказался одним из самых раскупаемых альбомов группы. К 1980 г. ситуация на рок-рынке вновь изменилась. Все большее влияние оказывала на умы меломанов так называемая "новая волна" английского рока - хэви метал. После трехгодичного молчания Slade заявили о себе в 1981 г. синглом "We'll bring the housе down". Впервые после 1977 г. музыканты оказались в хит-парадах. В том же году выходит альбом "We'll bring the house down". Видимо, слэйды решили напомнить о прошедшей незамеченной предыдущей работе 1979 г. - в диск вошло пять композиций с "Return to base" и пять новых вещей. Результат - вероятно, самый сумасшедший, совершенно "отмороженный" рок-н-ролл за всю историю, к тому же исполненный в жесточайшей, почти металлической манере. Грандиозный успех сопутствует их выступлению на масштабной акции "Монстры рока" 22 августа 1981 г., а в ноябре на рынок "выбрасывается" альбом "Till deaf us do part", стилистически близкий предыдущей работе - жесткий, с четко прорисованной мелодикой, бесшабашно буйный хард-н-хэви.
Бьющая фонтаном энергетика, зажигательный драйв этих пластинок (пожалуй, самых веселых в творчестве группы) подтвердили, что годы молчания прошли недаром - им есть чему научить неоперившийся рок-молодняк.
В 1983 г. выходит самая глубокая работа за всю историю группы - альбом "The amazing kamikaze syndrome", на котором музыканты удачно синтезировали мелодику глэм-харда, звучание хэви метал и развернутость, полифонию музыкальных тем, свойственную арт-року. В результате получился альбом настоящего прогрессив-метала. А две композиции с пластинки - баллада "My oh my" и стилизованная под шотландские мотивы динамичная "Run run away" - попали в первую десятку национального хит-парада (соответственно 2-е и 7-е места). В том же году Н.Холдер и Д.Ли, уже как известные специалисты по части создания добротных хитов, выступили в качестве продюсеров альбома "Play dirty" женской рок-группы "Girlschool". В начале 1985 г. увидел свет диск "Rogues Gallery" - один из самых мощных альбомов группы. Очень мелодичная, наэлектризованная работа, которая сделана, кажется, на одном дыхании (и также, кстати, слушается). Джим Ли здесь просто-таки разыгрался на клавишных, а голос Холдера звучит необычно мягко. Очень непросто выделить какую-то одну композицию - настолько цельная, ровная работа. Казалось, музыканты обрели второе дыхание. Но с каждым годом они все меньше давали концертов, почти не появлялись на телевидении. Быть может, выпустив подряд за короткий срок четыре столь яркие работы, они окончательно выдохлись (шутка ли, без малого 30 лет непрерывной творческой работы!)? А возможно, они просто объективно оценивали свое нынешнее положение: сохраняя статус культовой группы, мэтров рок-сцены, и имея за плечами около десятка "золотых" и "платиновых" альбомов, былого успеха им уже не добиться. И не проще ли уступить дорогу молодым? Это вполне логично: другое поколение, иная музыка. Альбом 1987 г. "You boyz make big noize" оказался "лебединой песней" группы - жесткой и печальной одновременно. Ностальгической меланхолией и грустью проникнуты многие композиции пластинки (особенно "Still the same", "That's what friends are for", "We won't give in", "Ooh la la in L.A."), о былой задористости их музыки напоминают разве что "She's heavy" и "Won't you rock with me". На последнем диске мы слышим вдруг "повзрослевших" когда-то бесшабашных слэйдов. Шутки и розыгрыши закончились. В 1990 г. Холдер и Ли совместно с группой Mission выпустили благотворительный диск "Merry Xmas еverybody". К слову сказать, подобного рода сотрудничество с другими известными музыкантами - не единичный случай в биографии Slade. Музыканты группы неоднократно были замечены в сейшенах с Марком Боланом, а Нодди Холдер в качестве приглашенного гостя участвовал в записи практически всех альбомов Allan Parsons Project 70-х гг. ... До 1991 г. они выпустили несколько синглов, подготовили двойную пластинку лучших своих песен "Wall of hits" (1991), выпустили прощальный релиз "Radio wall of sound" (октябрь 1991), где впервые главную вокальную партию исполнил Джим Ли, и тихо, без лишнего шума самоустранились в 1992 г. Это был вполне разумный и благородный шаг: ставить точку в нужном месте - особый талант. Влияние Slade на рок-музыку 70-90-х гг. легче недооценить, чем переоценить, - оно ощущается в творчестве таких стилистически различных групп, как Saxon и Quit Riot, Oasis и Smokie, Blur и WASP, Manowar. Дань уважения своеобразной музыкальной стилистике Slade отдали даже такие короли сцены 70-х, как ABBA (Не верите? Тогда послушайте их шлягер 1975 г. "Rock me") и Queen. Генераторы идей Нодди Холдер и Джим Ли занялись продюсерской работой, продвигая на сцену молодые таланты. Два других участника группы - Дэйв Хилл и Дон Пауэлл - в 1994 г. попытались реанимировать Slade. Пригласив молодых музыкантов Стива Уайлли (вокал, гитара) и Тревера Холлидэя (бас-гитара, клавишные), они записали альбом "Keep on rockin!", который оказался на удивление удачным: добротный хард-рок, но лишь отдаленно напоминающий Slade (чисто слэйдовскими выглядят разве что композиции "Johnny player the guitar" и "Merry Xmas now!"). Весь материал пластинки написан Дэйвом Хиллом и поэтом Биллом Хантом, за исключением песни "Do you want me", музыку для которой написал старый приятель Хилла по Slade Нодди Холдер. Впрочем, новых Slade не получилось, и после записи единственного альбома, Дэйв Хилл и Дон Пауэлл объявили о роспуске группы. 30 лет многотрудного пути к вершине. Более 20 альбомов, десятки прекрасных песен - таков творческий итог одной из самых влиятельнейших рок-групп 70 - начала 80-х гг. Им повезло: они сумели избежать забвения, и их диски (включая многочисленные сборники) ежегодно переиздаются и по-прежнему пользуются спросом у ценителей рок-музыки.
...Подросли дети тех, кто рос вместе с музыкой Slade. И теперь они наклеивают на шляпы маленькие зеркальца и с вызовом обращаются к постаревшим "предкам": " I say, mama, weer all got crazee now!".